Составитель: Е.А. Шевченко, старший научный сотрудник Рославльского историко-художественного музея

стр. 8

 
Портрет провинциального города

     
 
Строительство железнодорожного вокзала. 1869 г.




    Пуск Орловско-Витебской железной дороги в 1868 г. наложил существенный отпечаток на все стороны жизни города, на его дальнейший хозяйственный и культурный облик. На северо-востоке Рославля возник новый промышленный район.








  
Общий вид железнодорожных мастерских. 1869 г.


    В его комплексе - железнодорожные мастерские, паровозное депо, газовый завод (1903 г.), различные службы железнодорожного транспорта, здание вокзала (1869 г.), техническое училище (1871-1874 гг.), а также деревянные корпуса железнодорожной больницы (1883 г.).

В 1872 г. Рославльские железнодорожные мастерские участвовали в политехнической выставке в Москве, где получили Большую Серебряную медаль.




     
 
Корпуса основного локомотивного депо. 1868 г.





   В 1888 г. в рославльских железно-дорожных мастерских, впервые в мировой практике, была применена электродуговая сварка для ремонта паровозных рам и колёс (с участием её изобретателя русского инженера Н. Н. Бенардоса).







  
Здание железнодорожного вокзала. Начало XX в.




   Площадь между проходной Вагоноремонтного завода и Дворцом культуры “Юбилейный” с 1995 г. носит имя Николая Николаевича Бенардоса.

   Улица Московская (ныне Пролетарская), соединившая вокзал с центром города, приобрела значение главной и активно застраивалась.





     
 
Станция Рославль. 1902 г.





   Первое каменное здание, положившее начало улице Вокзальной (ныне ул. Заслонова) - здание Технического училища.

   15 мая 1870 г. общее собрание акционеров Земской Орловско-Витебской железной дороги вынесло постановление: “Для подготовки технических кадров Главных мастерских и служб дороги отчислять из доходов эксплуатации ежегодно с каждой версты дороги 15 рублей на создание капитала для постройки технического училища”.


  
Техническое училище. Начало XX в.
(ныне Рославльский техникум
железнодорожного транспорта).





   В нем должны были учиться дети железно-дорожников по различным железнодорожным специальностям. Строительство длилось с 1871 по 1874 гг. Средства на его завершающий этап и оборудование (15 тысяч рублей серебром) внес московский, I гильдии, купец П. И. Губонин.



     
 
Отдел Федерального Казначейства Министерства финансов РФ по рославльскому району
(бывшая железнодорожная школа). 2000 г.









   В 1902-1903 гг. в конце улицы Вокзальной построено двухэтажное каменное здание школы. В настоящее время в нем размещается Отдел Федерального Казначейства Министерства финансов РФ по рославльскому району.


   В 1883 г. был утвержден проект лазарета на 12 кроватей и прачечной при лазарете на ст. Рославль, составленный по образцу барачного лазарета архитектора Н. В. Набокова.


  
Здание бывшей железнодорожной поликлиники. 1997 г.




   Комплекс деревянных домов железнодорожной поликлиники (памятник истории и архитектуры, сохранившийся в единственном числе на протяжении старой Риго-Орловской железной дороги) в настоящее время перестраивается под торговые павильоны.










* Использованы почтовые открытки начала XX века, информационные и фотоматериалы из фондов Рославльского историко - художественного музея, личной коллекции С.С. Иванова, фотоматериалы И. Прошкина

страницы:
8