ПОРЕФОРМЕННЫЕ
ГОДЫ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть
II
Реформа 1861
года окончательно вывела Россию на путь буржуазного развития. При всей
ее ограниченности она все же создала в то время возможности для дальнейшего
развития производительных сил страны. Основы крепостнической системы -
натуральное хозяйство, самодовлеющий характер помещичьей вотчины, власть
помещика над крестьянами - были резко подорваны. И хотя пережитки феодализма сохранялись еще долгое время, особенно в сельском хозяйстве, законы капиталистической экономики утвердили свое господство во всех областях хозяйственной жизни. Положительно сказалась реформа и на развитии города Рославля, создав новые условия для роста его промышленности и торговли, сопровождавшегося увеличением численности городского населения, а также жилищным строительством. Рославль стал хозяйственным центром своего уезда в значительно большей степени, нежели это было ранее. Важнейшим событием в жизни пореформенного Рославля было строительство Орловско-Витебской железной дороги, осуществленное вскоре после отмены крепостного права. Пуск этой дороги в эксплуатацию в 1868 году наложил существенный отпечаток на все стороны жизни города, на его дальнейший хозяйственный облик. Возникли железнодорожные мастерские, ставшие тогда же наиболее крупным по численности рабочих промышленным предприятием города , а впоследствии - передовым очагом рабочего революционного движения в Рославле. Возникло паровозное депо и различные другие службы железнодорожного транспорта. В городе образуется и начинает расти рабочая прослойка. Появление железной дороги вызвало не только более быстрое расширение торговли, но и изменение ее профиля и направления грузов. Теперь хлеб южных губерний шел в Прибалтику транзитом без посредничества рославльских купцов. Народился и приобретал со временем все большее значение новый грузопоток лесоматериалов в круглом и пиленом виде, отправлявшихся, главным сб. разом, в безлесную Украину и центральные черноземные губернии, а отчасти и в Ригу. Начался вывоз на юг различных изделий деревообрабатывающих крестьянских кустарных промыслов, скупкой которых занялись предприимчивые дельцы. Вывозились в небольших количествах кожи и другие товары. Но главное значение в оптовой торговле рославльского купечества по-прежнему принадлежало пеньке, вывозившейся, как и ранее, преимущественно в Ригу. Что касается ввоза, то он ограничивался, главным образом, металлами, металлическими изделиями и мануфактурными товарами. В отличие от большинства других уездов Смоленщины, Рославль обходился своим хлебом и не ввозил его из других губерний. В 1900 году торговый оборот города составлял 2 666 тысяч рублей, уезда в целом - 4 058 тысяч рублей, или 9,1 процента всего оборота губернии . В 90-х годах Рославль ежегодно отправлял одной только пеньки 500 тысяч пудов на сумму 1 500 тысяч рублей . В начале XX века в Рославле было уже 215 торговых заведений против 99 в 1861 году . Происходило дальнейшее развитие промышленности, возникали новые отрасли производства. Если в 1850 году в Рославльском уезде (включая и Рославль) было 24 промышленных предприятия, то в 1893 году, по далеко не полным данным, их стало 42. Что касается численного состава рабочих, то достаточно проверенными данными мы, к сожалению, не располагаем. На наш взгляд, близкими к истине являются данные Жбанкова, собранные им при обследовании санитарного состояния фабрик и заводов Смоленской губернии. Согласно его данным, в 1893 году только в стекольной и хрустальной промышленности Рославльского уезда работало свыше 1 200 человек, а во всех отраслях промышленности, не считая мелких мастерских, - 1 689 человек. Для промышленных предприятий пореформенного времени, как города, так и уезда, характерен процесс их укрупнения. В среднем на каждом предприятии работало теперь 25 человек. По числу предприятий и рабочих Рославль вместе с уездом занимал второе место в губернии. Какие же отрасли промышленности в исходе прошлого столетия были наиболее развиты в Рославльском уезде? Рославльский уезд, как отмечалось выше, был центром стекольной и хрустальной промышленности в губернии. Из семи стекольно-хрустальных заводов Смоленщины только один находился за пределами Рославльского уезда. На заводах изготовлялась хрустальная посуда, оконное и ламповое стекло, бутылки, аптечная посуда и пр. Продукция эта шла во многие края страны. Сооружение железной дороги в большой мере способствовало увеличению стекольного производства, облегчив транспортировку и сбыт продукции. Заводы эти из прежних крепостных мануфактур превратились в чисто капиталистические предприятия. В 1900 году продукция стекольной промышленности Рославльского уезда оценивалась в 406 086 рублей - значительная сумма для того времени. Важнейшими отраслями промышленности в уезде являлись также лесопильная и винокуренная: В Рославльском уезде было 10 лесопильных заводов, которые составляли третью часть всех лесопильных предприятий губернии. Это новая в уезде отрасль промышленности, вызванная к жизни послереформенным развитием капитализма. Заводы носили, как правило, временный характер. Покончив с разработкой одного участка леса, проданного помещиком на сруб, лесопромышленник перевозил машины на другой, сарай же забрасывался. Число действовавших заводов из-за этих перемещений часто изменялось. Винокуренные заводы находились в имениях помещиков, которых правительство всячески поощряло в этом деле. В 90-х годах в Рославльском уезде (близ станции Сещинской, на территории, находящейся ныне в составе Брянской области) по инициативе А. Н. Энгельгардта возникли первые в России фосфоритомольные мельницы. В самом Рославле наиболее широкое развитие получили маслобойное, кожевенное и кирпичное производства. В 1882 году были основаны два паровых маслобойных завода (купцы Полозов и братья Мухины), перерабатывавшие на масло конопляные и льняные семена. В конце XIX века стоимость продукции рославльских маслобойных заводов превышала 370 тысяч рублей в год. Отметим, что рославльская промышленность располагала самым большим числом паровых котлов: из 121 котла, функционировавшего в 1896 году в губернии, 25 находились в Рославльском уезде. В 1900 году в промышленности города (не считая железнодорожных мастерских, депо и других предприятий железнодорожного транспорта) было 283 рабочих, в промышленности уезда - 1 449 рабочих, а всего 1 732 человека. Стоимость продукции определялась по городу в 531,7 тысячи рублей и по уезду - в 620,2 тысячи рублей, всего - в 1151,9 тысячи рублей. Структура промышленности была такова:
Промышленность Рославля и Рославльского уезда давала почти седьмую часть всей продукции промышленности губернии. К концу пореформенного времени Рославль наряду с Ярцевом и Вязьмой стал важнейшим промышленным городом Смоленской губернии. Это значение Рославль и его уезд сохранили и в начале XX века. Наряду с увеличением производства прежних предприятий, здесь возникали новые заводы и фабрики. В Рославле до 1917 года был построен третий по счету паровой маслобойный завод (Кругликова), две механизированные шпагатные фабрики «Северного товарищества» и «Южного товарищества», крупный кирпичный завод с кольцевой печью, лесопильный завод. Росла и мелкая промышленность, насчитывавшая несколько десятков различных мастерских. Численность рабочих в городе и уезде (в крупных и мелких предприятиях в целом, включая и промпредпоиятия железной дороги) возросла приблизительно до 2 800 - 3 000 человек. |
|
стр.
|
|