ПОРЕФОРМЕННЫЕ ГОДЫ
 
Часть II

       Реформа 1861 года окончательно вывела Россию на путь буржуазного развития. При всей ее ограниченности она все же создала в то время возможности для дальнейшего развития производительных сил страны. Основы крепостнической системы - натуральное хозяйство, самодовлеющий характер помещичьей вотчины, власть помещика над крестьянами - были резко подорваны.
      И хотя пережитки феодализма сохранялись еще долгое время, особенно в сельском хозяйстве, законы капиталистической экономики утвердили свое господство во всех областях хозяйственной жизни.
      Положительно сказалась реформа и на развитии города Рославля, создав новые условия для роста его промышленности и торговли, сопровождавшегося увеличением численности городского населения, а также жилищным строительством. Рославль стал хозяйственным центром своего уезда в значительно большей степени, нежели это было ранее.
      Важнейшим событием в жизни пореформенного Рославля было строительство Орловско-Витебской железной дороги, осуществленное вскоре после отмены крепостного права. Пуск этой дороги в эксплуатацию в 1868 году наложил существенный отпечаток на все стороны жизни города, на его дальнейший хозяйственный облик. Возникли железнодорожные мастерские, ставшие тогда же наиболее крупным по численности рабочих промышленным предприятием города , а впоследствии - передовым очагом рабочего революционного движения в Рославле. Возникло паровозное депо и различные другие службы железнодорожного транспорта. В городе образуется и начинает расти рабочая прослойка.
      Появление железной дороги вызвало не только более быстрое расширение торговли, но и изменение ее профиля и направления грузов. Теперь хлеб южных губерний шел в Прибалтику транзитом без посредничества рославльских купцов. Народился и приобретал со временем все большее значение новый грузопоток лесоматериалов в круглом и пиленом виде, отправлявшихся, главным сб. разом, в безлесную Украину и центральные черноземные губернии, а отчасти и в Ригу. Начался вывоз на юг различных изделий деревообрабатывающих крестьянских кустарных промыслов, скупкой которых занялись предприимчивые дельцы. Вывозились в небольших количествах кожи и другие товары. Но главное значение в оптовой торговле рославльского купечества по-прежнему принадлежало пеньке, вывозившейся, как и ранее, преимущественно в Ригу.
      Что касается ввоза, то он ограничивался, главным образом, металлами, металлическими изделиями и мануфактурными товарами. В отличие от большинства других уездов Смоленщины, Рославль обходился своим хлебом и не ввозил его из других губерний.
      В 1900 году торговый оборот города составлял 2 666 тысяч рублей, уезда в целом - 4 058 тысяч рублей, или 9,1 процента всего оборота губернии .
      В 90-х годах Рославль ежегодно отправлял одной только пеньки 500 тысяч пудов на сумму 1 500 тысяч рублей .
В начале XX века в Рославле было уже 215 торговых заведений против 99 в 1861 году .
      Происходило дальнейшее развитие промышленности, возникали новые отрасли производства. Если в 1850 году в Рославльском уезде (включая и Рославль) было 24 промышленных предприятия, то в 1893 году, по далеко не полным данным, их стало 42. Что касается численного состава рабочих, то достаточно проверенными данными мы, к сожалению, не располагаем. На наш взгляд, близкими к истине являются данные Жбанкова, собранные им при обследовании санитарного состояния фабрик и заводов Смоленской губернии. Согласно его данным, в 1893 году только в стекольной и хрустальной промышленности Рославльского уезда работало свыше 1 200 человек, а во всех отраслях промышленности, не считая мелких мастерских, - 1 689 человек.
      Для промышленных предприятий пореформенного времени, как города, так и уезда, характерен процесс их укрупнения. В среднем на каждом предприятии работало теперь 25 человек. По числу предприятий и рабочих Рославль вместе с уездом занимал второе место в губернии.
      Какие же отрасли промышленности в исходе прошлого столетия были наиболее развиты в Рославльском уезде?
Рославльский уезд, как отмечалось выше, был центром стекольной и хрустальной промышленности в губернии. Из семи стекольно-хрустальных заводов Смоленщины только один находился за пределами Рославльского уезда. На заводах изготовлялась хрустальная посуда, оконное и ламповое стекло, бутылки, аптечная посуда и пр. Продукция эта шла во многие края страны. Сооружение железной дороги в большой мере способствовало увеличению стекольного производства, облегчив транспортировку и сбыт продукции. Заводы эти из прежних крепостных мануфактур превратились в чисто капиталистические предприятия. В 1900 году продукция стекольной промышленности Рославльского уезда оценивалась в 406 086 рублей - значительная сумма для того времени.
      Важнейшими отраслями промышленности в уезде являлись также лесопильная и винокуренная:
В Рославльском уезде было 10 лесопильных заводов, которые составляли третью часть всех лесопильных предприятий губернии. Это новая в уезде отрасль промышленности, вызванная к жизни послереформенным развитием капитализма. Заводы носили, как правило, временный характер. Покончив с разработкой одного участка леса, проданного помещиком на сруб, лесопромышленник перевозил машины на другой, сарай же забрасывался.
      Число действовавших заводов из-за этих перемещений часто изменялось.
Винокуренные заводы находились в имениях помещиков, которых правительство всячески поощряло в этом деле.
В 90-х годах в Рославльском уезде (близ станции Сещинской, на территории, находящейся ныне в составе Брянской области) по инициативе А. Н. Энгельгардта возникли первые в России фосфоритомольные мельницы.
      В самом Рославле наиболее широкое развитие получили маслобойное, кожевенное и кирпичное производства. В 1882 году были основаны два паровых маслобойных завода (купцы Полозов и братья Мухины), перерабатывавшие на масло конопляные и льняные семена. В конце XIX века стоимость продукции рославльских маслобойных заводов превышала 370 тысяч рублей в год.
      Отметим, что рославльская промышленность располагала самым большим числом паровых котлов: из 121 котла, функционировавшего в 1896 году в губернии, 25 находились в Рославльском уезде.
      В 1900 году в промышленности города (не считая железнодорожных мастерских, депо и других предприятий железнодорожного транспорта) было 283 рабочих, в промышленности уезда - 1 449 рабочих, а всего 1 732 человека.
      Стоимость продукции определялась по городу в 531,7 тысячи рублей и по уезду - в 620,2 тысячи рублей, всего - в 1151,9 тысячи рублей.
      Структура промышленности была такова:


Отрасли
Численность рабочих
(человек)
Стоимость продукции
(в руб.)
Удельный вес по стоимости продукции
1. Стекольная и хрустальная
927
406086
35,2
2. Лесопильная
258
309760
27,0
3. Маслобойная
112
309560
27,0
4. Кожевенная
57
32950
2,8
5. Винокуренная
76
27950
2,4
6. Кирпичная
120
10720
0,9
7. Прочие отрасли
182
54963
4,7
Всего:
1732
1151889
100,0

      Промышленность Рославля и Рославльского уезда давала почти седьмую часть всей продукции промышленности губернии. К концу пореформенного времени Рославль наряду с Ярцевом и Вязьмой стал важнейшим промышленным городом Смоленской губернии.
      Это значение Рославль и его уезд сохранили и в начале XX века. Наряду с увеличением производства прежних предприятий, здесь возникали новые заводы и фабрики. В Рославле до 1917 года был построен третий по счету паровой маслобойный завод (Кругликова), две механизированные шпагатные фабрики «Северного товарищества» и «Южного товарищества», крупный кирпичный завод с кольцевой печью, лесопильный завод. Росла и мелкая промышленность, насчитывавшая несколько десятков различных мастерских. Численность рабочих в городе и уезде (в крупных и мелких предприятиях в целом, включая и промпредпоиятия железной дороги) возросла приблизительно до 2 800 - 3 000 человек.
 


стр.